Версия для печати: Газета (pdf) (539 Kb.)

НОВОСТИ 1-2 (45-46) 2013 январь-июнь

ВЫЕЗДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ПРЕЗИДИУМА В САМАРЕ

С 15 по 17 мая 2013 г. в Самаре прошло выездное заседание Президиума АНУД совместно с Собранием членов Самарского отделения Академии. В заседании приняли участие Президент Академии В.Г. Пешехонов, члены Президиума Ю.А. Лукомский, А.В. Небылов, А.Е. Сазонов, О.А. Степанов. За три дня пребывания в Самаре гости ознакомились с работой и научными достижениями ФГУП «Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» и Национального исследовательского университета «Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С.П.Королева». Президент АНУД академик РАН В.Г. Пешехонов выступил перед студентами и преподавателями университета с лекцией «Современное навигационное обеспечение: проблемы и решения».


Члены Президиума у входа в Самарский государственный аэрокосмический университет

Собственно заседание Президиума совместно с собранием Самарского отделения Академии состоялось 26 мая в конференц-зале «ЦСКБ-Прогресс». Заседание открыл Президент АНУД академик РАН В.Г. Пешехонов. Он рассказал об основных направлениях деятельности Академии в текущем году, работе отделений Академии, о проводимых при участии Академии конференциях и издаваемых ею журналах. Председатель Самарского отделения Академии член-корреспондент РАН Г.П. Аншаков выступил с отчетом о деятельности отделения и основных ее результатах. Он отметил, что членами Академии в Самарском отделении являются представители практически всех ведущих научных организаций и вузов города и области, причем активно работает также многочисленная секция молодых ученых Академии. При участии членов Академии в Самаре достигнуты значительные новые научные результаты, в частности связанные с созданием и запуском спутника мониторинга «Ресурс-ДК-1», исследовательского спутника «Бион», малого спутника «Аист» и других космических аппаратов. Есть достижения и в разработке новых летательных аппаратов.

Затем состоялась научная сессия, в которую были включены четыре доклада:

  • А.Н. Кирилин, Р.Н. Ахметов, Г.П. Аншаков («ЦСКБ-Прогресс») «КА и космическая система «Ресурс-П» - назначение, основные характеристики, система управления КА»,
  • Р.Н. Ахметов, В.П. Макаров, А.В. Соллогуб («ЦСКБ-Прогресс») «Реинжиниринг в задаче управления живучестью автоматических КА ДЗЗ в аномальных полетных ситуациях»,
  • С.И. Ткаченко («ЦСКБ-Прогресс»), Н.Д. Семкин (СГАУ) «Особенности конструкции и управления полетом МКА типа «Аист»,
  • Н.Д. Семкин, А.В. Пияков (СГАУ) «О законах управления ориентацией МКА по местной вертикали с помощью магнитных исполнительных органов» (доклад от молодежной секции).
  • Все доклады были выслушаны с большим вниманием и интересом, а после состоялось их оживленное обсуждение.

    В заключительной части Собрания прошли выборы руководства Самарского отделения Академии. В результате обсуждения выдвинутых кандидатур и голосования Председателем Самарского отделения АНУД переизбран член-корреспондент РАН Г.П. Аншаков, заместитель генерального конструктора «ЦСКБ-Прогресс». Ученым секретарем Самарского отделения АНУД переизбран д.т.н. В.П. Мака-ров, научный со-ветник «ЦСКБ-Прогресс».

    Были обсуждены и поддержаны кандидатуры самарских ученых, изъявивших желание вступить в Академию и в ее Секцию молодых ученых.

    Закрывая заседание, президент Академии В.Г. Пешехонов отметил высокую активность работы Самарского отделения, поблагодарил за содержательные доклады и выступления, пригласил всех членов Академии на очередное Общее собрание в Санкт-Петербург.


    НОВЫЕ ЧЛЕНЫ АКАДЕМИИ

    Действительные члены
    Востокин С.В., Самарский гос. аэрокосмический ун-т им. акад. С.П. Королева, г. Самара.
    Иващенко А.В., Самарский гос. аэрокосмический ун-т им. акад. С.П. Королева, г. Самара.
    Стариченков А.Л., Ин-т проблем транспорта РАН, Санкт-Петербург.
    Федосеев А.А., ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», г. Са-мара.

    Члены Секции молодых ученых
    Ткаченко И.С., Самарский гос. аэрокосмический ун-т им. акад. С.П. Королева, г. Самара.
    Пияков А.В., Самарский гос. аэрокосмический ун-т им. акад. С.П. Королева, г. Самара.
    Шустов И.Е., Филиал ФГУП «ЦЭНКИ» - «НИИ ПМ им. акад. В.И.Кузнецова», Москва.


    В.И. КУЗНЕЦОВ - ОСНОВАТЕЛЬ ГИРОСКОПИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ ДЛЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ


    Академик В.И. Кузнецов (1913-1991)

    Виктор Иванович Кузнецов, 100 лет со дня рождения которого отмечалось 27 апреля 2013 года, был одним из шести членов Совета главных конструкторов во главе с Сергеем Павловичем Королевым.

    Виктор Иванович родился в семье служащих, в 1930 году он окончил среднюю школу в г. Боровичи Ленинградской области и сразу начал работать электромехаником, чтобы заработать трехлетний трудовой стаж, необходимый тогда для поступления в вуз. В 1933 году поступил в Ленинградский политехнический институт.

    Молодой студент своими незаурядными способностями и горячим стремлением к новому обратил на себя внимание выдающегося ученого в области механики и гироскопической техники профессора Николаи, который зачислил его в группу, занимающуюся этими проблемами. С этого момента Виктор Иванович всю свою жизнь посвятил гироскопической науке и технике. Из учителей Виктора Ивановича необходимо отметить также выдающегося деятеля науки академика А.Н. Крылова, профессоров Б.И.Кудревича и А.И.Лурье.

    Виктор Иванович еще до окончания института принимал участие в разработке сложной гироскопической системы на приборостроительном заводе 212 (ныне ЦНИИ «Электроприбор») под руководством ведущего специалиста в области гироскопии Н.Н. Острякова.

    На заводе 212 В.И.Кузнецов работал до 1940 г. и внес значительный вклад в разработку гирокомпасов, гировертикалей и стаби-лизированных постов наблюдения для управления огнем. Созданная под его руководством система значительно увеличила эффективность стрельбы корабельной артиллерии.

    За 2,5 года работы на заводе 212 Виктор Иванович проявил себя талантливым и перспективным инженером, и вполне закономерно по решению правительства в 1940 году он переведен начальником нового гироскопического отдела в московский НИИ-10.

    Великая Отечественная война застала Виктора Ивановича в загранкомандировке в Германии, где он работал в комиссии по закупке немецкой военно-морской техники. После объявления войны Виктор Иванович с группой других советских специалистов был депортирован в СССР в обмен на немецких дипломатов.

    После возвращения в Москву В.И.Кузнецов продолжил работать над корабельными системами. С его участием создается отечествен-ная гировертикаль «Компонент». Под его руководством разработан стабилизатор для танковых орудий, который прошел успешные испытания на танкодроме.

    После окончания войны Виктор Иванович с группой специалистов выезжает в Германию для изучения трофейной ракетной техники, где встречается с С.П. Королевым. Это было началом его второго, главного периода деятельности - создания гироприборов для ракетно-космической техники.

    После изучения ФАУ-1 и ФАУ-2 была по-ставлена задача на воспроизведение этих ракет на наших заводах. Виктор Иванович сразу обратил внимание на серьезные недостатки приборов, которые приводили к грубым ошибкам при обстреле немцами английских городов и низкой их надежности.

    Поэтому он приступил к разработке новой конструкции приборов, все последующие ракеты, такие как Р-5, Р-12, Р-11, Р-7, оснащались совершенно новыми приборами. Ничего общего, кроме принципа гироскопа в кардановом подвесе, известного еще со времен Фуко, эти приборы не имели. И если половина немецких ракет, выпущенных во время войны, сбивалась с курса и терпела аварию, то с первых же разработок гироприборов под руководством В.И. Кузнецова аварии по вине ГП в нашей отечественной технике стали чрезвычайной редкостью.

    Виктор Иванович ставил задачу довести каждый элемент прибора до совершенства. Так, был разработан вакуумный гиромотор, развивающий скорость 60000 об/м и обладающий большой кинетической энергией. В период освоения этого мотора многие специалисты не верили в возможность его надежной и точной работы. Однако Виктор Иванович смог убедить всех.

    В результате гиромотор, примененный в различных типах приборов общим количеством несколько тысяч образцов, не имел ни одного отказа. Такие же уникальные результаты были достигнуты и в других элементах гироскопической техники: потенциометрических датчиках, шаговых двигателях и др.

    Виктор Иванович понимал, что без развития смежных отраслей промышленности и производственной базы невозможно создание приборов с требуемыми высокими характеристиками. Поэтому он много времени уделял созданию специальных направлений в смежных отраслях: прецизионные подшипники, камневые опоры, специальные смазки, материалы и сплавы с уникальными свойствами, тяжелые особо стойкие жидкости, электротехнические элементы, электронные компоненты и др. По инициативе и при участии В.И.Кузнецова в 50-х - 60-х годах строятся специализированные гироскопические производства, не уступающие мировому уровню производств такого класса, с высокими требованиями к климатическим условиям, стерильности, высокой степени технологической оснащенности.

    Это в первую очередь МЗЭМА, далее СМЗ, заводы в г. Осташкове, Омске, Томске, Красноярске, Бердске, Миассе.

    Разработанные и изготовленные гироприборы ракет Р-5, Р-7, Р-12, Р-11 успешно прошли натурные испытания, были приняты в эксплуатацию и обеспечили решение стратегических задач по обороне нашей Родины: Р-5 - первая баллистическая ракета с ядерной боеголовкой; Р-12 - массовая ракета средней дальности, участвовала в защите Кубы; Р-7 - первая ракета большой дальности и ракета-носитель первого спутника Земли, полета Ю.А.Гагарина, полетов к Луне, Венере, Марсу; Р-11 - тактическая ракета на подвижном старте, прототип известной в дальнейшем ракеты «Скад».

    Следующим важным этапом в деятельности В.И.Кузнецова является разработка, освоение в производстве и передача в серию и эксплуатацию новых отечественных полностью автономных (без радиокоррекции) инерциальных систем на базе гиростабилизированных платформ для межконтинентальных ракет Р-16 главного конструктора М.К. Янгеля.

    Первые пуски выявили проблему - колебания ГСП в полете. Виктор Иванович с помощью веду-щих специалистов в области механики и автоматического регулирования (академиков А.Ю.Ишлин-ского и Б.Н. Петрова) решил эту про-блему, и после небольших доработок ГСП следующие пуски прошли успешно. Приборы были приняты в серию и последующую эксплуатацию.

    Это было началом большого пути по созданию высокоточных и надежных гироприборов для РВСН.

    Более 20 лет продолжалась напряженная работа в коллективе под руководством В.И. Кузнецова. Каждые 2-3 года новые приборы становились все более совершенными и точными. Но с каждым шагом повышение точности давалось все труднее и труднее. В то же время параметр «точность» становился все более значимым - на одном уровне с защищенностью ракеты и мощностью носимого ею заряда. В первую очередь уделялось внимание разработке высокоточных чувствительных элементов гироблоков, акселерометров (гироинтеграторов), датчиков прецизионного предстартового гори-зонтирования.

    Разработанные элементы могли без остановки работать до 12 лет, что позволило держать ракету на старте все время боевого дежурства в нулевой (практически мгновенной) готовности, а также регулярно проводить проверки на точность (более 50 параметров) и вносить поправки в БЦВМ, если происходило изменение параметров.

    Вершиной этой работы было создание ГСП для ракеты Р-36М2.

    Начались летные испытания этих приборов. Все пуски были проведены без единого замечания по точности. Этот редкий результат в ракетной технике был достигнут за счет большого объема теоретических и экспериментальных исследований, наземной отработки, глубокого теоретического анализа каждого пуска ракеты.

    Как было сказано выше, другим направлением в деятельности В.И. Кузнецова было создание гироприборов для космических аппаратов. Начиная с полета Ю.А. Гагарина, потребовалось управлять угловым положением и траекторией космических аппаратов. Первые гироприборы для управления ориентацией и движением были установлены на космическом аппарате «Восток-1».

    Были разработаны приборы для полета на Луну, Марс, Венеру. В 1969 году был осуществлен полет на Луну, посадка, забор лунного грунта и возврат на землю капсулы с лунным грунтом. Для системы управления возвращаемого модуля была разработана малогабаритная гироплатформа. Старт с Луны возвратной ракеты прошел успешно, а управление ее полетом на участке разгона было настолько точным, что не потребовалось ни одной коррекции ее движения на траектории к Земле. Одна из существенных проблем для космических аппаратов - это необходимость управлять поворотом на 360° во всех трех направлениях, в то время как кардановый подвес гироскопа не позволял решить эту задачу. Частично ее удалось решить особой конструкцией из двух гироскопов в кардановом подвесе. Но полностью она была решена путем разработки первой в России бескарданной системы на базе трех одноосных гироскопов - датчиков угловой скорости. Созданные по этой схеме приборы успешно работали на многих космических аппаратах.

    Всего для космических аппаратов различного назначения было создано свыше 50 различных приборов. Достигнута высокая точность и чувствительность приборов (дрейф менее 0,001 град/ч, чувствительность - доли угловой секунды), что особенно важно для астрономических наблюдений и для изучения земной поверхности.

    Одной из причин достигнутых Виктором Ивановичем результатов являлся его особый стиль, его техническое и моральное «кредо», которое он внедрял и в своем коллективе.

    Характерные черты и особенности этого стиля:

  • ответственность за конечный результат в самом широком смысле. Он не представлял себе специалиста, замкнутого в рамках только своего участка разработки, настоящий специалист должен изучать и знать систему, куда входит прибор, и изделие, где он будет применен (ракета, космический аппарат), и те стратегические задачи, которые должны быть решены с помощью этого прибора;
  • «испытание сомнением». В процессе решения какой-либо проблемы Виктор Иванович не ограничивал предлагаемые к рассмотрению альтернативные варианты и не закрывал ни одного направления поисков, но пропускал все предложения через сито сомнений, заставляя авторов глубже и глубже вникать в существо проблемы, искать теоретические и экспериментальные подтверждения своей идеи.
  • В.И.Кузнецов никогда не делал секретов из своих разработок и технических достижений коллектива, щедро делясь своими идеями, и многие разработки, начатые у Виктора Ивановича, получили дальнейшее успешное развитие в других коллективах. Таких разработок в институте было достаточно много, так как в поисках лучших вариантов велся широкий спектр работ по различным направлениям гироскопической техники. Всего было разработано более 100 различных типов приборов.

    Виктор Иванович не был кабинетным ученым. Он всегда был в гуще событий: на ходовых испытаниях кораблей, в кабине танка, на стартовых площадках полигона. Пришлось ему стать свидетелем трагедии при испытаниях новой МБР, во время которых он проявил исключительное мужество, а после оказал поддержку своим сотрудникам, участвовал в срочном восстановлении и продолжении работ по важнейшему комплексу.

    В.И.Кузнецов работал в тесном сотрудничестве с главными конструкторами ракет и космических аппаратов: Королевым, Янгелем, Макеевым, Глушко, Мишиным, Чертоком, Уткиным, Семеновым, Решетневым, главными конструкторами систем управления Пилюгиным, Сергеевым, Семихатовым.

    Среди руководителей крупных отраслей про-мышленности Виктор Иванович пользовался большим авторитетом, имел постоянную поддержку и помощь в становлении гироскопической техники. Это министры Бутома, Калмыков, Афанасьев, Бакланов, Догужиев, Бальмонт, заместители министров Третьяков, Желонов, Кирюшин, начальники Главных управлений Фролов, Безрутченко.

    Нельзя не отметить его тесное взаимодействие с крупными организаторами производств - директорами заводов: Михайловым, Лапшиным, Зайцевым, Валентовичем, Михалевичем, Ярмолой, Недошивиным, Ваницким. Виктор Иванович принимал участие в научной жизни страны, в 1958 году он был избран членом-корреспондентом АН СССР, в 1968 году стал академиком АН СССР.

    В.И.Кузнецов - дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Сталинской премии, дважды лауреат Государственной премии.

    Он отмечен многочисленными правительствен-ными наградами.

    Работы В.И. Кузнецова внесли значительный вклад в развитие отечественной гироскопической техники. Его по праву можно считать основате-лем гироскопической техники для ракетно-космической отрасли нашей страны.

    И.Н. Сапожников




    ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ, УЧЕНЫХ И СТУДЕНТОВ ПАМЯТИ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА АКАДЕМИКА АН СССР В.И. КУЗНЕЦОВА

    16-17 апреля 2013 года в филиале ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» - «НИИ при-кладной механики имени академика В.И. Кузнецова» состоялась Всероссийская конференция молодых специалистов, ученых и студентов памяти главного конструктора ака-демика АН СССР В.И. Кузнецова. Конференция проводилась ФГУП «ЦЭНКИ» совместно с Московским государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана при поддержке Международной общественной организации «Академия навигации и управления движением».

    27 апреля 2013 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося ученого и конструктора гироскопических приборов академика Виктора Ивановича Кузнецова. В связи с этим знаменательным событием было принято решение присвоить этой конференции, проводившейся ежегодно с 2002 года, статус Всероссийской. На конференции с докладами выступили представители ведущих предприятий и высших учебных заведений со всей России.


    Участники Всероссийской конференции молодых специалистов, ученых и студентов памяти главного конструктора, академика АН СССР В.И. Кузнецова

    В программу конференции были включены доклады молодых специалистов, ученых и студентов в возрасте до 35 лет по актуальным проблемам гироскопии, навигации и управления движением, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по следующим темам:

  • гироскопические приборы и системы;
  • приборы и системы ориентации, навигации, стабилизации и управления движением;
  • чувствительные элементы и компоненты приборов и систем;
  • приборы и системы авиационно-космической и ракетной техники;
  • интегрированные системы;
  • системы автоматического управления летательными и космическими аппаратами.
  • Доклады были разделены по следующим секциям:

  • «Гироскопические и интегрированные системы»;
  • «Чувствительные элементы систем навигации и управления движением»;
  • «Системы автоматического управления».
  • Открывали конференцию представители организаций, принимавших участие в проведении первой конференции памяти В.И. Кузнецова. С докладами выступили члены Академии навигации и управления движением, представители ФГУП «ЦЭНКИ» и МГТУ им. Н.Э. Баумана. Поделился своими воспоминаниями с молодыми учеными сподвижник и соратник В.И. Кузнецова И.Н. Сапож-ников. С пленарным докладом о достижениях института выступил главный конструктор НИИ ПМ имени академика В.И. Кузнецова А.А. Волынцев.

    До начала работы конференции был выпущен сборник тезисов докладов, который получил каждый участник конференции.

    В каждой секции работали группы экспертов, которые оценивали качество докладов, актуальность и новизну результатов. После бурного обсуждения были выбраны лучшие доклады в каждой секции, а также лучший доклад конференции, получивший премию имени академика В.И. Кузнецова, составлявшую 50 000 рублей. Лауреатом премии стал А.В. Соловьев. Авторы, занявшие первое, второе и третье места, получили денежные премии в размере 30 000, 20 000 и 10 000 рублей соответственно. В каждой секции был выбран лучший студенческий доклад. Кроме денежных премий, грамот и дипломов призеры секций и участники, отмеченные оргкомитетом, были на-граждены юбилейной медалью «100 лет со дня рождения академика В.И. Кузнецова».

    На конференции было представлено 54 доклада, из них 21 на секции «Гироскопические и интегрированные системы», 19 на секции «Чувствительные элементы систем навигации и управления движением» и 14 на секции «Системы автоматического управления». В работе конференции приняли участие 336 человек из 25 организаций.

    Большую работу по подготовке и проведению конференции провел Совет молодых специалистов и ученых ФГУП «ЦЭНКИ» и начальник отдела подготовки кадров ФГУП «ЦЭНКИ» М.И. Иголкина.

    Организаторы выражают искреннюю благодар-ность за активное участие в работе конференции: В.В. Лукьянову, А.В. Соколову, В.Л. Солунину, О.А. Степанову и Н.А. Чулину.

    По результатам конференции будет выпущен сборник докладов конференции. Авторы лучших докладов получат возможность опубликовать свои труды в научных журналах.

    На торжественном закрытии конференции выступили студенты Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского с небольшим концертом симфонической музыки.

    По итогам конференции Оргкомитет принял решение проводить Всероссийскую конференцию молодых специалистов, ученых и студентов памяти главного конструктора академика АН СССР В.И. Кузнецова ежегодно. Приглашаем всех желающих принять участие в работе следующей Всероссийской конференции в апреле 2014 года.

    К. Барышников




    СТО ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ УЧЕНОГО Б.Н. ПЕТРОВА

    18 марта 2013 г. в большом конференц-зале ИПУ РАН состоялось расширенное совместное заседание бюро ОЭММПУ, ОНИТ РАН и Ученого совета ИПУ РАН, посвященное памяти вице-президента АН СССР академика Б.Н. Петрова. За неделю до этого, 11 марта, в день столетия Бориса Николаевича, соратники и ученики возложили цветы на его могилу.

    Заседание, как было указано в пригласительных билетах, организовали Президиум РАН, Отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН, Отделение нанотехнологий и информационных технологий РАН, Координационный совет РАН по техническим наукам, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, Российский национальный комитет по автоматическому управлению, Академия навигации и управления движением и МАИ (национальный исследовательский университет). Столь солидный список органи-заторов вполне соответствует основным направлениям многогранной научной и научно-организацион-ной деятельности Б.Н. Петрова, классика науки об управлении, открывателя «принципа двухканальности Б.Н. Петрова», первого председателя Совета «Интеркосмос».


    Академик Б.Н. Петров (1913-1980)

    Заседание вел академик РАН Е.А.Федосов, научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС». Кратко охарактеризовав значимость Б.Н. Петрова для отечественной науки и его высокие человеческие качества, Евгений Александрович предоставил слово вице-президенту РАН академику В.В. Козлову. Валерий Васильевич, выражая позицию руководства РАН и свою личную, рассказал о вкладе Б.Н.Петрова в мировую науку и отечественную космонавтику, его активном участии в работе профильных отделений РАН.

    Директор ИПУ РАН академик РАН С.Н. Васильев рассказал о жизненном пути Б.Н. Петрова и его значительном вкладе в становление Института автоматики и телемеханики (ИАТ), впоследствии - ИПУ. Закончив с отличием МЭИ в 1939 г., Б.Н. Петров был приглашен академиком В.С. Кулебакиным в создаваемый им ИАТ на должность младшего научного сотрудника. Через год он уже аспирант и исполняет обязанности старшего научного сотрудника. В военное время - эвакуация в Ульяновск, работа на оборонном заводе, важные изобретения. В результате - защита в 1945 г. диссертации, за которую ему по предложению академиков В.С. Кулебакина и Н.Н. Лузина была сразу присуждена степень доктора технических наук.

    Выдающиеся способности Б.Н.Петрова были замечены на уровне руководства АН СССР, и в 1947 г. он был назначен и.о. директора ИАТ. С тех пор в течение всей жизни Борис Николаевич работал в этом институте. С.Н. Васильев ознакомил собравшихся с многими фактами, позволяющими характеризовать Бориса Николаевича как выдающегося ученого и организатора науки, прекрасного человека.

    Затем выступил зав. лабораторией ИПУ д.т.н. В.Ю.Рутковский, первый лауреат Золотой медали АН СССР имени Б.Н. Петрова (1983 г.), многолетний соратник Бориса Николаевича. Он рассказал об огромной ежедневной загрузке Бориса Николаевича самыми разными проблемами, важными для института и науки в целом, о его роли в разработке ракетно-космической техники, о направлениях научных исследований, о всесторонней поддержке им профессора Г.В. Щипанова, о становлении теории инвариантности.

    Академик РАН В.П.Легостаев, первый замести-тель генерального конструктора РКК «Энергия» по науке, рассказал об участии Б.Н.Петрова в создании отечественной ракетно-космической техники. Борис Николаевич и руководимый им коллектив внесли значительный вклад в создание систем управления двигательными установками и бортовых терминальных систем управления крупных ракет с жидким топливом разработки главных конструкторов С.П. Королева, М.К. Янгеля, В.Н. Челомея, В.Ф. Уткина. Он часто участвовал в качестве консультанта в заседаниях Совета главных конструкторов, возглавляемого С.П. Королевым. Сотрудничал с В.П. Глушко в разработке стотонного двигателя. Работы Бориса Николаевича и его коллектива по исследованию динамики и проблемы устойчивости жидкостных ракетных двигателей легли в основу соответствующей теории. Созданы системы регулирования опорожнения баков и синхронизации расходования топлива и окислителя в пакетных ракетах. Разработанная Б.Н. Петровым методика имитационного моделирования жидкостных ракетных двигателей позволила обеспечить устойчивость работы дви-гателей, начиная с Р-7. Беспоплавковые бортовые измерители уровня топлива в ракетах, датчики давления в камере сгорания тоже создавались под его руководством. Огромна роль Бориса Николаевича в развитии международного сотрудничества в космических исследованиях как первого председателя Совета «Интеркосмос», в программе «Союз-Аполлон».

    Член Президиума РАН академик В.Б. Бетелин зачитал приветственное письмо участникам заседания от Академика-секретаря Отделения нанотехнологий и информационных технологий РАН академика Е.П. Велихова, в котором прозвучала высокая оценка научных достижений Б.Н. Петрова.

    Затем ведущий заседание академик Е.А. Федосов и выступивший академик Г.В. Новожилов высоко охарактеризовали роль Б.Н. Петрова в развитии методов и систем управления в авиации. В частности, Генрих Ва-сильевич рассказал об организованном Б.Н. Петровым выездном заседании Президиума академии наук в Авиационном комплексе имени С.В. Ильюшина, о его глубоком понимании существа проблем авиационной техники..

    Следующим выступающим был член-корреспон-дент РАН С.Ю. Желтов, директор ГосНИИАС и заведующий кафедрой МАИ. Сергей Юрьевич рассказал о выдающейся роли Б.Н. Петрова в становлении и развитии кафедры МАИ «Системы автоматического и интеллектуального управления», образованной в 1942 г. профессором Г.В. Щипановым, положив-шим начало теории инвариантности автома-тических систем. С 1949 по 1980 г. кафедрой заведовал Б.Н. Петров, и за это время она превратилась в ведущий научный центр по исследованию и разработке авиационных автопилотов и других наукоемких авиационных систем интеллектуального управления и обработки ин-формации. Члены семьи Бориса Николаевича, директор его мемориального музея рассказали о его высоких человеческих качествах. Был показан фильм о Б.Н. Петрове.

    К столетию со дня рождения Б.Н. Петрова выпущена книга «Академик Борис Николаевич Петров» под редакцией академика С.Н.Васильева (М., Наука, 2013). Авторы книги - бывшие аспиранты Бориса Николаевича, заведующие лабораториями ИПУ А.П. Курдюков и В.Ю. Рутковский.

    В целом заседание оказалось интересным для всех участников и позволило им вернуться в памяти к легендарным личностям и событиям в отечественной истории аэрокосмической науки и техники. Автора этой заметки, тогда молодого кандидата технических наук, представил Б.Н. Петрову проф. В.А. Бесекерский в 1974 г. Потом были две встречи на Всесоюзных совещаниях, память о которых осталась на всю жизнь.

    А.В. Небылов




    СТАЖИРОВКА В КАРЛСРУЭ

    Одна из дополнительных возможностей, которые есть у членов Академии навигации и управления движением (АНУД), связанных с учебным процессом в университетах, - это организация прохождения стажировок молодых людей, имеющих склонность к получению дополнительных знаний, на кафедрах в родственных университетах, занимающихся подготовкой специалистов в смежных областях. Такая возможность широко используется на кафедре информационно-навигационных систем Санкт-Петербургского Национального исследовательского университета информационных технологий механики и оптики (НИУИТМО), возглавляемой академиком РАН В.Г. Пешехоновым. Студенты и сотрудники этой кафедры уже проходили стажировки в МГТУ им. Н.Э. Баумана на кафедре «Гироскопические приборы и устройства» (руководитель - член АНУД, профессор С.Ф. Коновалов), в Тульском государственном университете на кафедре «Приборы управления» (руководитель - член АНУД, профессор В.Я. Распопов). Уровень подготовки на указанных кафедрах можно оценить и по тому факту, что оба руководителя являются недавними лауреатами премии Н.Н. Острякова. В этом году география ста-жировок значительно расширилась: в период с 15 по 19 апреля сотрудники и студенты базовой кафедры Ю.А. Литвиненко, А.В. Моторин, К.С. Карпуненко и Е.В. Коваленко прошли стажи-ровку в Германии, в Институте оптимизации систем при Технологическом институте г. Карлсруэ (Karlsruhe Institute of Technology).

    Руководителями стажировки с немецкой сторо-ны был член АНУД профессор Г. Троммер, возглавляющий Институт оптимизации систем, входящий в Технологический институт Карлсруэ, а с российской - заместитель заведующего кафедрой, член АНУД, д.т.н. О.А. Степанов.


    Слева направо: Е. Коваленко, К. Карпуненко, Г. Троммер, А. Моторин, Ю. Литвиненко

    Идея организации такого рода стажировки принципиально была согласована в период проведения Санкт-Петербургской международной конференции по интегрированным навигационным системам в прошлом году. В этот раз стажировке предшествовала длительная подготовка, связанная с изучением достаточно объемного практического курса «Оптимизация систем», разработанного в Технологическом институте г. Карлсруэ и любезно предоставленного заранее участникам стажировки. Особен-ность состояла в том, что курс был передан на немецком языке, и необходимо было организовать перевод текстов сначала на русский, а потом на английский языки. Стажировка заключалось в выполнении практических тестов, которые предусмотрены при изучении курса навигации в Технологическом институте. При этом требовалось разработать программные модули в пакете Matlab, объединение которых с другими модулями позволяет решать определенные задачи, например моделирование работы приемника спутниковой навигационной системы или алгоритмов инерциальной навигационной системы.

    В ходе стажировки ее участники не только смогли успешно выполнить задания, но и познакомиться с учебным процессом и традициями одного из крупнейших университетов Германии. Им также были продемонстрированы некоторые разработки Института оптимизации систем, связанные, в частности, с пешеходной навигацией и созданием системы управ-ления полетом квадрокоптера.

    Важно подчеркнуть, что стажировку удалось осуществить в рамках реализации программы проведения стажировок в НИУИТМО. Есть предварительная договоренность о проведении такого рода стажировки и в следующем году, а также об организации совместно с Институтом оптимизации систем семинара для молодых ученых, который, скорее всего, пройдет на базе ЦНИИ «Электроприбор» на Ладоге в 2014 г.

    В заключение хотелось бы высказать признательность профессору Г. Троммеру, благодаря которому в значительной степени и удалось реализовать это весьма полезное начинание.

    О.А. Степанов




    XV КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

    С 12 по 15 марта 2013 г. в ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» состоялась очередная, XV по счету конференция молодых ученых «Навигация и управление движением». В работе конференции приняли участие 302 человека, был заслушан 141 доклад от представителей 48 организаций из 13 городов России.

    На пленарных заседаниях были представлены три обзорные лекции. В отличие от предыдущих конференций в этот раз все лекции были прочитаны самими участниками конференций - молодыми учеными, уже добившимися заметных успехов в науке. Это члены секции молодых ученых Академии навигации и управления движением: к.т.н. А.М. Боронахин (СПбГЭТУ «ЛЭТИ») «Инерциальные технологии в задачах диагностики рельсового пути») и к.т.н. А.А. Пыркин (СПб НИУ ИТМО) «Адаптивные и робастные алгоритмы управления с примерами робототехнических приложений»). Еще одну лекцию прочитал активно работающий молодой ученый ЦНИИ «Электроприбор к.т.н. Я.В. Беляев («Высокопроизводительные вычисления в задачах моделирования физических процессов»).

    Еще одна важная особенность конференции - активное участие в ее работе студентов старших курсов различных вузов, представивших более 30 докладов.

    Основная работа конференции проходила по секциям. Традиционно по результатам работы каждой секции авторы лучших докладов были награждены дипломами и премированы. Дипломы I степени получили 10 человек, дипломы II степени - 11, поощрительные дипломы - 8, дипломы за лучший студенческий доклад - 4.

    Кроме того, по итогам конференции уже третий год проводится награждение премиями памяти выдающихся ученых, внесших значи-тельный вклад в теорию и практику создания современных навигационных систем. Это премии имени С.Ф. Фармаковского, А.С. Анфиногенова и Л.П. Несенюка. Ими награждаются предлагаемые программным комитетом авторы докладов, удостоенных дипломов первой степени. В этом году по результатам подведения итогов было решено вручить всего одну премию - имени д.т.н. проф. Леонида Петровича Несенюка. Ее получил сотрудник ЦНИИ «Электроприбор» А.Б. Торопов за доклад «Парциальный фильтр для решения задачи коррекции показаний морской нави-гационной системы с использованием нелинейных измерений».

    На конференции прошел первый этап отбора по программе «Участник молодежного научно-иннова-ционного конкурса» («УМНИК»). Из 10 докладов, представленных по этой программе, экспертным советом было рекомендовано 5 для участия во втором этапе, который состоится в мае.

    В заключительный день конференции член организационного комитета А.А. Краснов прочел обзорный доклад по истории становления конфе-ренции, кратко рассказав и о проходивших на предприятии в 1953?1985 гг. конференциях молодых специалистов.

    Важно отметить, что члены организационного комитета ищут и находят современные формы для привлечения молодежи к участию в конференции. Так, в этом году в социальной сети «ВКонтакте» была создана группа (vk.com/kmu_elprib), которая значительно облегчает возможность общения между участниками. В настоящее время в группе зарегистрировано 146 человек.

    Перед подведением итогов состоялся концерт лауреатов Международных конкурсов Баграта Лаппо (виолончель) и Татьяны Тарановской (фортепиано).

    После того как все дипломы и призы были вручены, состоялся товарищеский фуршет, на котором участники смогли продолжить общение уже в неформальной обстановке.

     
    Президиум Академии навигации и управления движением
    Ул. Малая Посадская, 30, Санкт-Петербург, 197046. Тел. (812) 499 83 02, 499 78 38. Факс: (812) 232 33 76.
    E-mail: academy@eprib.ru   http://www.acanud.ru
    Отпечатано в типографии ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор». Тираж 400 экз. Заказ от 27.05.2013 г.

    Дата обновления 06.06.2013