Версия для печати: Газета (pdf) (550 Kb.)
НОВОСТИ 1-2 (41-42) 2012 январь-июнь

XXXIII ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ АКАДЕМИИ НАВИГАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ

30 мая 2012 г. в конференц-зале ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» состоялось XXXIII Общее собрание Академии навигации и управления движением.

Собрание открыл Президент АНУД академик РАН В.Г. Пешехонов, который попросил почтить минутой молчания память четырех выдающихся членов Академии, ушедших из жизни после предыдущего Общего собрания:

Чертока Бориса Евсеевича, одного из легендарной плеяды создателей отечественной ракетно-космической техники, академика РАН, гл. научного консультанта ОАО «РКК «Энергия».

Теряева Евгения Дмитриевича, чл.-кор. РАН, главного научного сотрудника Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН.

Гурского Бориса Георгиевича, зам. ген. директора - гл. конструктора ФГУП «ЦНИИ автоматики и гидравлики».

Терешина Валерия Глебовича, профессора Уфимского гос. авиационного технического университета.

В.Г.Пешехонов также рассказал о закончившейся международной конференции по интегрированным навигационным системам, в которой участвовали многие члены Академии. Впервые на конференции были прочитаны приглашенные доклады, по одному в каждой из трех секций.

Программа научной сессии собрания состояла из трех докладов:

С первым докладом «Б .Е. Черток. 80 лет в строю» выступил первый заместитель генерального конструктора, председатель НТС ОАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королева В. П. Легостаев.

Второй доклад «Сетевое управление: от игр роботов до синхронизации энергосистем» был подготовлен зав. лабораторией «Управление сложными системами« Института проблем машиноведения РАН А. Л. Фрадковым.

Третий доклад «Управление морскими подвижными объектами с применением прогнозирующих моделей» был сделан доцентом факультета прикладной математики - процессов управления Санкт-Петербургского государственного университета М. В. Сотниковой.

Все доклады вызвали большой интерес.

По завершении научной сессии с докладом выступил Главный ученый секретарь Академии А.В Небылов. Он доложил собранию об основных решениях, принятых Президиумом Академии после предыдущего XXXII Общего собрания, состоявшегося 19 октября 2011 г.

В Академии 7 региональных отделений, и дея-тельность Академии активно развивается в каждом из них. На WEB-сайте Академии каждое отделение может завести свою страницу с оперативным обновлением информации. Президиум призывает руководителей отделений подобрать материалы для WEB-сайта. Пока только Самарское и Украинское отделения имеют свои полномасштабные страницы.

Академия не могла бы существовать без спонсорской помощи ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» и субсидий Правительства Санкт-Петербурга. Наиболее весомые расходы Академии идут на проведение Общих собраний, поддержание WEB-сайта Академии, уплату членского взноса в Международную ассоциацию институтов навигации и денежную часть премии им. Н.Н. Острякова. Очередная премия будет вручаться на Общем собрании в октябре 2012 г.

Высокая активность всех отделений Академии проявилась особенно в плане организации автори-тетных научных мероприятий под эгидой Академии. А. В. Небылов перечислил несколько мероприятий Академии.

28-30 мая 2012 г. успешно проведена XIX Санкт-Петербургская международная конференция по интегрированным навигационным системам под председательством Президента Академии академика РАН В.Г. Пешехонова.

13-16 марта 2012 г. в Санкт-Петербурге в ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» состоялась XIV конференция молодых ученых «Навигация и управление движением». С каждым годом конференция повышает свой авторитет и собирает все большее количество молодых ученых. В этом немалая заслуга О.А. Степанова - члена Президиума Академии и председателя программного комитета КМУ, а также молодежного оргкомитета, многие члены которого входят в состав секций молодых ученых Академии. Конференция стала хорошим стартом для успешного участия молодежи в конкурсе «УМНИК».

В этом году в Северо-Западном регионе из 20 участвовавших победителями стали 6, из них 5 - представленных по результатам конференции молодых ученых - членов секции молодых учены Академии. Сейчас стоит задача повышения эффективности участия также в конкурсе «Старт», где возможно выделение больших сумм на Start-up малых инновационных предприятий, создаваемых победителями «УМНИКА».

22 марта в ИПУ РАН состоялся очередной Общероссийский семинар «Современные методы навигации и управления движением». Программа семинара была удачно составлена, в том числе и из докладов молодых ученых. Ответственный за проведение семинара - А.П. Курдюков. Сопредседатели семинара - академики РАН С.Н. Васильев, В.Г. Пешехонов. ИПУ РАН, как всегда, проводит ежегодно в июне Всероссийскую конференцию по управлению движением судов и спецаппаратов и многие другие важные научные мероприятия.

13-15 февраля этого года в Бангалоре на юге Индии прошел семинар ИФАК Embedded Guidance, Navigation and Control in Aerospace (EGNCA), в котором приняли участие члены Академии.

Успешно проведена конференция молодых ученых Московского отделения Академии, организованная ЦНИИАГ.

В Самарском отделении успешно проведены Научная сессия отделения и XV Всероссийский семинар по управлению движением и навигации летательных аппаратов, организованный Самарским государственным аэрокосмическим университетом.

18-21 июня в Нижнем Новгороде состоится семинар ИФАК по современным образовательным технологиям в области управления, председателем которого является член Академии П. В. Пакшин. В семинаре активно участвуют ряд членов Академии.

Следующее значительное событие в жизни Академии - 5-я Российская мультиконференция по проблемам управления (МКПУ-2012), которая пройдет 9-11 октября 2012 г. в Санкт-Петербурге и будет состоять из трех конференций, объединенных общей идеей и охватывающих практически все научные направления дея-тельности Академии.

В руководстве программных комитетов - академики РАН В.Г. Пешехонов и С.Н. Васильев, члены-корреспонденты РАН И.А. Каляев, Д.А. Новиков, Г.Г. Себряков, Р.М. Юсупов, В.Н. Васильев и другие известные ученые.

А.В. Небылов напомнил о сроке представления материалов на премию имени Н.Н. Острякова за выдающиеся научные достижения в создании и исследовании средств гироскопии и автономной навигации для судостроения, ракетно-космической техники, авиации и других отраслей науки и техники - до 30 июня 2012 г.

Коллектив, представляемый на соискание премии, должен включать лишь ведущих авторов. Состав авторского коллектива не должен превышать 6 человек.

А.В. Небылов доложил, что за отчетный период Президиум в результате голосования принял 16 новых действительных членов Академии и 7 новых членов секций молодых ученых отделений Академии.

Со дня прошлого Общего собрания Академия потеряла четверых своих видных членов, о которых говорил при открытии собрания В.Г.Пешехонов.

За отчетный период прекращено членство в Академии Щербакова Н.С. (нач. отдела ГСКБ «Алмаз-Антей», Москва) в связи с утратой связи с Академией.


Г.А.Леонов

Г. А. Леонов выступил с сообщением о начале процесса выдвижения России в качестве страны, проводящей Конгресс ИФАК 2020 г.

С приглашением собравшихся на конференцию по тематике Академии, которая пройдет в МВТУ в сентябре 2012 г., выступил С.Ф.Коновалов.

Закрывая Общее собрание, В.Г Пешехонов пожелал собравшимся успехов в работе.


НОВЫЕ ЧЛЕНЫ АКАДЕМИИ

Балыко Ю.П. , Научно-исследовательский центр авиационной техники и вооружения ФБУ «4 ЦНИИ МО РФ», г. Щелково Моск. обл.
Бурьян Ю.А. , Омский гос. технический ун-т.
Грязев М.В. , ФГБОУ ВПО «Тульский гос. ун-т».
Корчак В.Ю. , Секция по оборонным проблемам Министерства обороны при Президиуме РАН, Москва.
Костюков В.В. , ОАО «ЦНИИАГ», Москва.
Мельников Л.А. , Саратовский гос. технический ун-т.
Меркурьев И.В. , Московский энергетический ин-т.
Плавник Г.Г. , ОАО «ВПК «НПО машиностроения», г. Реутов Моск. обл.
Подалков В.В. , Московский энергетический ин-т.
Прохорчук Ю.А. , ОАО «ВПК «НПО машиностроения», г. Реутов Моск. обл.
Сергеев С.Ф. , ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование», Санкт-Петербург.
Тисленко В.И. , Томский гос. ун-т систем управления и радио-электроники.
Феофилов С.В. , ФГБОУ ВПО «Тульский государственный ун-т».
Xu Xin , Национальный военно-технологический ун-т, г. Чанша, КНР.
Шахматов Е.В. , Самарский гос. аэрокосмический ун-т им. акад. С.П. Королева.
Якушенко Е.И. , Военно-морской инженерный ин-т (филиал) Военно-учебного научного центра ВМФ «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», Санкт-Петербург.

Секции молодых ученых
Санкт-Петербургское отделение

Кузнецов Н.В. , Санкт-Петербургский гос. ун-т.
Рыбинский В.О. , Санкт-Петербургский гос. морской технический ун-т.
Сотникова М.В. , Санкт-Петербургский гос. ун-т.

Московское отделение

Артёмова О.Н. , ОАО «ЦНИИАГ».
Белоусов И.В. , ОАО «ВПК <НПО машиностроения».
Палкин М.В. , ОАО «ВПК <НПО машиностроения».

Саратовское отделение

Наумов С.Г. , Саратовский гос. технический ун-т им. Ю.А.Гагарина.


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОКЛАДОВ НАУЧНОЙ СЕССИИ XXХIII ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

Б.Е. ЧЕРТОК. 80 ЛЕТ В СТРОЮ

В. П. ЛЕГОСТАЕВ
(ОАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королева,
г. Королёв, Московская обл.)

С докладом выступил академик РАН В.П. Легостаев, многолетний сподвижник и коллега академика Б.Е. Чертока, который познакомился с ним в 1958 г.


В. П. Легостаев

Б.Е. Черток родился в Лодзи в 1912 г. в ин-теллигентной семье. В 1914 г. семья переехала в Москву. В семнадцать лет стал работать на авиа-ционном заводе (в настоящее время - им. М.В.Хруничева). Первый опыт технического творчества получил при конструировании само-летов ТБ-1, ТБ-3. Многие известные конструкто-ры и ученые-ракетчики тоже прошли путь из авиации в космонавтику: Болховитинов, Исаев, Березняк, Мишин, Пилюгин, Люлька и др. К ракетостроению Б.Е. Черток впервые приобщился при установке реактивного ускорителя на самолете-истребителе.

В 1929 г. Б.Е.Чертока не приняли в Бауманский институт из-за непролетарского происхождения, 5 лет он заслуживал рекомендации с производства и только в 1934 г. поступил в МЭИ.

В 1945 Б.Е.Черток был командирован в Германию, стал директором российско-германского института, работал вместе с С.П. Королевым. С тех пор Сергей Павлович его от себя не отпускал, хотя многих других замов «высылал» в филиалы. «Такие, как Черток, нужны самому», - говорил С.П.Королев.

Полет Ю.А.Гагарина - во многом заслуга и Б.Е. Чертока, а не только С.П.Королева. Б.Е. Черток существенно способствовал выполнению указания С.П.Королева о запуске первого космонавта: «За апрель не ходить!».

В.П. Легостаев напомнил, что изначально существовали три проекта создания космической техники, которые развивались параллельно: «Буря», «Буран» и «Семерка». Позднее после успеха С.П. Королева осталось финансирование только «Семерки», два других проекта закрыли.

Запуски «Востока», «Зенита», «Восхода», «Молнии», «Союза», станции «Мир» потребовали колоссального напряжения сил и творческой энергии Б.Е. Чертока и его соратников. Важность этой работы для российской и мировой космонавтики трудно переоценить. В наше время мы всё лучше понимаем всю масштабность и важность их трудового подвига.

Б. Е. Черток 50 лет преподавал в МФТИ и МЭИ, его лекции вызывали огромный интерес студенческой аудитории, он пользовался всеобщим уважением и любовью. 11 лет он руководил Королёвскими чтениями. Четырехтомник воспоминаний Б.Е. Чертока - энциклопедия космонавтики, во всем мире ее сейчас читают на многих языках.

Б.Е. Черток навсегда останется в памяти членов Академии.

СЕТЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ОТ ИГР РОБОТОВ ДО СИНХРОНИЗАЦИИ ЭНЕРГОСИСТЕМ

А. Л. ФРАДКОВ
(Институт проблем машиноведения РАН,
Санкт-Петербург)

А.Л. Фрадков отметил, что, как утверждал акад. Я.З. Цыпкин в своей книге «Адаптация и обучение в автоматических системах» (1968 г.), в развитии теории автоматического управления можно выделить три наиболее характерных периода, которые удобно кратко назвать периодами детерминизма, стохастичности и адаптивности.


А. Л. Фрадков

Но в ХХI веке произошли существенные изменения в направленности и особенностях постановки задач управления, что позволяет говорить о наступлении четвертого этапа с условным названием <сетевой период>. Число научных работ по сетевому управлению в рецензируемых журналах, по данным Web of Science (WoS), удваивается каждые 5-6 лет.

К сожалению, доля российских авторов в этих публикациях по сравнению с другими странами уменьшается: по данным WoS, по разделу Control and Network она в 2002 г. составляла 1%, а в 2011 г. - только 0,44%. Кстати, согласно WoS доля России в публикациях по всем наукам в 2002 г. составляла 2,2%, а в 2011г. снизилась до 1,68%.

Уменьшение числа российских научных публикаций происходит вопреки существенному повышению финансирования российской науки, которое с 30 млрд. руб. в 2002 г. возросло до 323 млрд. руб. в 2011. Десятикратное повышение финансирования не сказалось на эффективности исследований.

Докладчик привел примеры многоагентных сетевых систем: распределенные предприятия (производственные, транспортные, финансовые сети), электроэнергетические сети, сети мобильных, в частности летающих, роботов (formation flight и др.).

Был продемонстрирован оригинальный «танец квадрокоптеров», созданных в Цюрихском университете и университете Пенсильвании.

Была показана специфика постановки задач управления в сетях и ее большое отличие от классической постановки задач управления. В числе задач, которые необходимо решить, вошло адаптивное управление сетями.

Были приведены примеры успешного решения задач управления сетевыми системами: фазовая и кластерная синхронизация в сети осцилляторов Ландау - Стюарта, футбол роботов.

Доклад вызвал не только много вопросов, но и критики. Основные возражения оппонентов заключались в том, что специалисты умели управлять сетями и раньше. Например, многомоторными самолетами эффективно управляли уже в 50-х годах. Классики науки об энергоснабжении успешно решали вопросы управления сетями. Есть разница децентрализованного и сетевого управлений. Однако точное определение сетевого управления будет, по-видимому, выработано позднее.


УПРАВЛЕНИЕ МОРСКИМИ ПОДВИЖНЫМИ ОБЪЕКТАМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОГНОЗИРУЮЩИХ МОДЕЛЕЙ

М. В. СОТНИКОВА
(Санкт-Петербургский
государственный университет)

Доклад состоял из трех частей:
  •   управление с прогнозирующими моделями (Model Predictive Control);
  •   управление движением судна в режиме циркуляции с ограничением на угол крена;
  •   управление скоростью движения судна с интерцепторами.


М. В. Сотникова

Реализации управления с прогнозом предполагают следующие этапы:
  1) измеряется или оценивается текущее со-стояние объекта;
  2) выбором управления на горизонте прогноза оптимизируется движение прогнозирующей модели по отношению к некоторому функционалу;
  3) найденное оптимальное управление реализуется для объекта только на текущем такте;
  4) для следующего такта все операции, ука-занные в пунктах 1-3, повторяются.

Была продемонстрирована схема и сделано описание системы управления с прогнозом.

Отдельно рассмотрено управление с нели-нейной прогнозирующей моделью.

Показано, что задача оптимизации управления на горизонте прогноза сводится к задаче нелинейного программирования.

Названы преимущества MPC-подхода:
  - использование нелинейных моделей в контуре управления;
  - явный учет ограничений;
  - адаптивность к изменяющимся условиям функционирования.

К недостаткам MPC-подхода отнесены:
  - необходимость оптимизации на каждом так-те;
  - в общем случае нет гарантии устойчивости движений замкнутой системы;
  - особые робастные свойства.

По докладу сделаны следующие выводы:
  1. Прогнозирующие модели могут быть использованы в режиме реального времени для управления циркуляцией судна с ограничением крена и управлением интерцепторами судна в процессе набора желаемой скорости хода.
  2. MPC-подход позволяет достичь лучшего качества процессов по сравнению с обычно применяемыми алгоритмами управления.

Слушатели задали докладчику много вопросов и высказали ряд критических замечаний, например:
  - не ясно, за счет чего повышается качество управления без привлечения дополнительной ин-формации об управляемом объекте;
  - в ракетной технике уже давно все управление - с прогнозированием.

М.В.Сотникова ответила на вопросы и критические замечания слушателей.

 
Президиум Академии навигации и управления движением
Ул. Малая Посадская, 30, Санкт-Петербург, 197046. Тел. (812) 499 83 02, 499 78 38. Факс: (812) 232 33 76.
E-mail: academy@eprib.ru   http://www.acanud.ru
Отпечатано в типографии ООО «Четверка». Тираж 400 экз. Заказ от . .2012 г.

Дата обновления 26.06.2012