Версия для печати: Газета (pdf) (233 Kb.)
Приложение (pdf) (173 Kb.)

Приложение
НОВОСТИ 1 (29) 2009 январь-март

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР "СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ НАВИГАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ"

31 марта 2009 года в Институте проблем управления РАН им. В.А. Трапезникова состоялся Общероссийский семинар "Современные методы навигации и управления движением", который проводился в ИПУ РАН в четвертый раз. Семинар этого года был посвящен информационно-управляющим системам автономных движущихся объектов. Семинар открыл директор ИПУ РАН академик РАН С.Н.Васильев, который отметил возрастающий интерес к семинару в сообществе разработчиков систем управления. Во вступительном слове президента АНУД академика РАН В.Г.Пешехонова была отмечена актуальность выбранной для семинара тематики и ее разностороннее рассмотрение. На заседаниях семинара предполагалось заслушать 10 докладов.


Участники ожидают начала заседания

На утреннем заседании председательствовал В.Г.Пешехонов. К сожалению, по уважительной причине не состоялся первый доклад "Основные принципы управления боевых беспилотных летательных аппаратов", с которым должен был выступать член-корреспондент РАН С.Ю. Желтов.

В докладе Э.Л.Акима, С.М.Лавренова, В.А.Степаньянца, А.Г.Тучина (ИПМ им. М.В.Келдыша РАН), Ю.К.Зайко, Е.Г.Рузского (НПО им. С.А. Лавочкина) "Баллистика, навигация и управление движением космического аппарата на этапе его посадки на поверхность Фобоса", который делал А.Г.Тучин, были представлены основные концепции и алгоритмы, лежащие в основе схемы посадки на Фобос, разрабатываемой в рамках проекта "Фобос-Грунт". Описана система моделирования посадки на программно-аппаратном комплексе, включающем макет бортовой вычислительной машины.

В докладе Л.В. Киселева, А.В. Инзарцева, Ю.В. Матвиенко (ИПМТ ДВО РАН) "Навигационно-управляющие системы автономных подводных роботов" был представлен опыт Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН по созданию навигационно-управляющих систем серии аппаратов. Л.В. Киселев, выступавший от имени авторов, рассказал не только о принципах построения навигационно-управляющих систем, но и на богатом иллюстративном материале продемонстрировал действующие образцы автономных подводных роботов.

Выступление Т.А. Барамидзе (Управление развития и организации заказов кораблей, морского вооружения и военной техники Минобороны РФ) "Проблемные вопросы организации создания и производства морской робототехники в России" было посвящено проблемным вопросам организации создания и производства морской робототехники в России. Высказано мнение, что, учитывая важность и перспективность для военного применения роботизированной техники, а также межведомственную и межвидовую направленность работ, необходимо формирование специальной федеральной целевой программы и создание предприятий-центров и специализированного органа военного управления.

Последним на утреннем заседании был заслушан доклад А.Е.Барабанова и Д.В.Ромаева (Санкт-Петербургский государственный университет) "Синтез полного автопилота легкого вертолета". В докладе, который делал А.Е.Барабанов, была представлена реальная система управления легким вертолетом, реализованная на находящейся в продаже серийной модели легкого вертолета.

Демонстрационный фильм убедительно показал возможности автопилота выполнять сложные задания (режим зависания). Доклад продемонстрировал реальное взаимодействие математических методов навигации и управления при решении сложной технической задачи.

Вечернее заседание, председателем которого был член АНУД, заместитель генерального директора ФГУП "ЦНИИАГ" Б.Г.Гурский, началось с доклада О.С.Салычева (ООО "ТекНол") "Системы управления беспилотных летательных аппаратов". Докладчик познакомил слушателей с разработками своего предприятия в области создания легких беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Созданные в ООО "ТекНол" системы управления сертифицированы и имеют большой спрос на рынке систем управления беспилотными аппаратами. ООО "ТекНол" уже продало более полутора тысяч систем управления для БЛА.

В докладе А.И. Иванова было отмечено, что современный уровень развития микроэлектроники и нанотехнологий позволяет существенно сократить габариты и энергопотребление электронных блоков малых автономных необитаемых аппаратов (АНПА), расширив при этом их функциональные характеристики. Одним из основных компонентов АНПА является элемент, представляющий собой микросхему, объединяющую микропроцессор и радиомодем. Совокупность этих микросхем с подключенными к ним датчиками и исполнительными органами образует самоорганизующуюся информационно-управляющую структуру, обладающую повышенной отказоустойчивостью, экономичностью и гибкостью. В докладе приведены блок-схема малого АНПА и примеры реализации алгоритмов поведения АНПА в различных эксплуатационных режимах.

Следующим был доклад М.Н. Красильщикова, Н.В. Кима (МАИ) "Интегрированная бортовая система навигации и управления беспилотного летательного аппарата малого класса". В докладе рассматривались вопросы построения системы навигации и управления малоразмерного летательного аппарата (САУ МБЛА) с учетом характеристик используемых микромеханических датчиков и особенностей динамики МБЛА. В качестве приоритетных направлений совершенствования САУ выделены вопросы: внедрения механизмов адаптации в контуры стабилизации САУ, автоматизации посадки на необорудованные площадки и автоматизации планирования и оперативного изменения полетного задания МБЛА.

В докладе В.В. Костюкова (ФГУП "ЦНИИАГ") "Оптико-электронная система навигации беспилотного летательного аппарата" были рассмотрены вопросы создания и применения оптико-электронной системы (ОЭС) навигации для беспилотного летательного аппарата (БПЛА) разрабатываемого для мониторинга объектов протяженной инфраструктуры. Особенность предложенных алгоритмов оптико-электронной системы состоит в отсутствии ортотрансформирования текущих изображений. Вместо него предложено проводить прослеживание пути на эталонном изображении с помощью сшитого текущего изображения. Предложенный алгоритм позволяет решать целевую задачу с высокой точностью и оперативностью без необходимости точного определения ориентации БПЛА.

Доклад И.В. Рубцова и В.П. Носкова (МГТУ им. Н.Э. Баумана) "Навигационно-управляющие системы автономных мобильных роботов" был посвящен принципам построения навигационно-управляющих систем для мобильных гусеничных роботов.

Демонстрация опытного образца показала возможности таких роботов в различных сферах народного хозяйства.

Последним в работе семинара был доклад В.В. Матвеева и В.Я. Распопова (Тульский государственный университет) "Бесплатформенная система ориентации вращающегося по крену летательного аппарата". В работе рассматривались алгоритмы построения бесплатформенных систем ориентации (БСО) вращающихся по крену летательных аппаратов (ЛА) на базе гироскопических датчиков угловой скорости и акселерометров. Приводится модель погрешностей БСО для вращающегося по крену ЛА. Предлагаются алгоритмы БСО построенные на базе только двух датчиков угловой скорости, приводятся результаты моделирования такого алгоритма. Рассматривается схема БСО, в которой для измерения угловой скорости крена используется пара акселерометров с осями чувствительности, установленными ортогонально продольной оси ЛА.

В завершение работы Общероссийского семинара выступил президент АНУД академик РАН В.Г.Пешехонов. Он отметил высокий научный и организационный уровень семинара, большой интерес к нему (на семинаре присутствовало около 300 человек, конференц-зал, в котором проходило заседание, был практически полон), активность слушателей и выразил надежду, что следующий семинар в 2010 году пройдет на соответствующем уровне.

А.П. Курдюков, Б.В. Павлов

СКОНЧАЛСЯ ДМИТРИЙ ИЛЬИЧ КОЗЛОВ

7 марта 2009 года в Самаре скончался Почетный член Академии навигации и управления движением, знаменитый конструктор и ученый в области ракетно-космической техники, член-корреспондент РАН, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и Государственной премии Российской Федерации, доктор технических наук, профессор Дмитрий Ильич Козлов.

Д.И. Козлов родился 1 октября 1919 года в городе Тихорецке Краснодарского края в семье рабочего.

В 1937 г. он поступил в Ленинградский военно-механический институт. Во время Великой Отечественной войны с 1 июля 1941 г. - доброволец Ленинградского народного ополчения, участвовал в боях на Ленинградском и Волховском фронтах в составе 71-й отдельной морской стрелковой бригады. В сентябре 1944 г. после третьего ранения Дмитрий Козлов был демобилизован, вернулся в институт и окончил его в декабре 1945 г.

В 1946 г. он был направлен в СКБ завода № 88 имени М.И. Калинина. С июня по декабрь 1946 г. в составе группы специалистов предприятия занимался изучением трофейной материальной части и технической документации ракеты А-4 в институте "Нордхаузен" (Германия). По возвращении Д.И. Козлов работал инженером-конструктором, старшим инженером, начальником группы, начальником сектора в отделе №3 СКБ НИИ-88, возглавляемом С.П. Королевым.

В 1951-1958 гг. Д.И. Козлов был ведущим конструктором ракеты Р-7. С 1958 года он возглавил развертывание серийного производства ракет Р-7 на самолетостроительном заводе № 1 в г. Куйбышев (ныне завод <Прогресс>, г. Самара) и организацию на этом заводе конструкторского бюро, ставшего впоследствии одним из ведущих в стране по созданию ракетно-космической техники. С 1961 г. Д.М. Козлов - заместитель главного конструктора ОКБ 1 (а с 1966 г. - первый заместитель), начальник и главный конструктор филиала № 3. С 1967 г. - первый заместитель главного конструктора Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ), начальник и главный конструктор Куйбышевского филиала ЦКБЭМ. С 1974 г. - начальник и главный конструктор Центрального специализированного конструкторского бюро (ЦСКБ), а с 1983 г. - начальник и генеральный конструктор ЦСКБ.

С апреля 1996 г. после образования ракетно-космического центра "ЦСКБ-Прогресс" Д.М. Козлов стал его генеральным директором и генеральным конструктором, а в 2003 г. - Почетным генеральным конструктором ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс".

За все время работы Дмитрия Ильича Козлова в "ЦСКБ-Прогресс" было разработано, изготовлено и запущено свыше 1700 ракет-носителей типа Р-7 и около одной тысячи космических аппаратов различного назначения.

Он автор более 150 научных трудов и изобретений, посвященных теоретическим и экспериментальным исследованиям построения и проектирования сложных автоматических космических комплексов и входящих в их состав систем.

В течение многих лет Дмитрий Ильич возглавлял кафедру "Летательные аппараты" Самарского государственного аэрокосмического университета. Под научным руководством Козлова выросла плеяда талантливых ученых в области ракетно-космической техники и смежных с ней областях.

Светлая память о Почетном члене академии Дмитрии Ильиче Козлове сохранится в наших сердцах.

ПРЕЗИДИУМ АКАДЕМИИ ПРИНЯЛ НОВЫХ ЧЛЕНОВ

Дерюгин С.Ф., ФГУП "НПО автоматики им. акад. Н.А.Семихатова", Екатеринбург.
Ермаков В.С., ОАО "Пермская научно-производств. приборостроительная компания", г. Пермь.
Лобанов В.С., ФГУП "ЦНИИ машиностроения", г. Королев, Моск. область.
Редькин С.П., ЗАО "Инерциальные технологии "Технокомплекса", г. Раменское, Моск. область.
Смоллер Ю.Л., ЦНИИ "Дельфин", ЗАО НТП "Гравиметрические технологии", Москва.
Тюкин И.Ю., СПбГЭТУ "ЛЭТИ", Санкт-Петербург.
Юрист С.Ш., ЦНИИ "Дельфин", ЗАО НТП "Гравиметрические технологии", Москва.

Секции молодых ученых

Московское отделение

Каршаков Е.В., ИПУ РАН, Москва.

Санкт-Петербургское отделение

Ковалев А.С., ОАО "Концерн "ЦНИИ "Электроприбор", С.-Петербург.

ПРЕЗИДИУМ АКАДЕМИИ ПРИНЯЛ НОВЫХ ЧЛЕНОВ

10-12 марта в ГНЦ РФ ЦНИИ "Электроприбор" прошел первый этап очередной, 11-й, конференции молодых ученых "Навигация и управление движением". Конференция прошла на хорошем уровне. В ее работе приняли участие 240 человек. Заслушано 99 докладов из 32 организаций и 10 городов: Санкт-Петербурга, Москвы, г. Мытищи и г. Жуковский Московской обл., Арзамаса, Курска, Перми, Ростова-на-Дону, Саратова, Тулы.


Председатель программного комитета О.А.Степанов вручает поощрительный приз аспиранту МГТУ им. Н.Э. Баумана Г.А.Кветкину

Отмечу некоторые особенности этой конференции. Одна из них - это форма отбора номинантов по программе УМНИК, по которой КМУ аккредитуется уже в третий раз. В этом году было принято решение о двухэтапном отборе победителей.

На отдельных конференциях выдвигаются претенденты, а затем объединенный экспертный совет обсуждает предложенные кандидатуры и принимает окончательное решение.

На конференции из 23 представленных докладов было отобрано 11. Будем надеться, что большинство из них успешно пройдет второй этап, проведение которого запланировано на конец апреля.

В прошлом году было принято решение помимо организационного комитета, состав которого в основном формируется из аспирантов ЦНИИ "Электроприбор" или тех, кто в ближайшее время собирается поступать в аспирантуру, ввести программный комитет. Такое решение было реализовано.

В программный комитет вошли члены АНУД: д.т.н., проф. А.А.Бобцов (СПбГУИТМО), к.т.н. Н.И.Котов (Военный институт, г. Серпухов), заслуженный деятель науки РФ, д.т.н. проф. В.Я. Распопов (Тульский ГУ), д.т.н., проф. Ю.И.Жуков (Государственный морской технический университет, С.-Петербург), д.т.н. О.А.Степанов (ЦНИИ "Электроприбор"), д.т.н. проф. Ю.В.Филатов (ГЭТУ "ЛЭТИ"), а также молодые ученые: к.т.н. А.С.Ковалев (ЦНИИ "Электроприбор"), к.т.н. Е.В.Шевцова (МГТУ им. Н.Э.Баумана).

Хочется надеяться, что такая структура будет способствовать дальнейшему расширению географии участников и повышению качества подготовки текстов докладов, предназначенных для размещения в Интернете, и последующего отбора их для публикации в сборнике трудов конференции.

О.А. Степанов

КОРОТКОЙ СТРОКОЙ

30 декабря 2008 г. Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт "Электроприбор" преобразовано в Открытое акционерное общество "Концерн "Центральный научно-исследовательский институт "Электроприбор".

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.03.2007 г. № 400 "0б открытом акционерном обществе "Концерн "Центральный научно-исследовательский институт "Электроприбор" и Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2008 г. № 247-р Открытое акционерное общество "Концерн "Центральный научно-исследовательский институт "Электроприбор" является правопреемником Федерального государственного унитарного предприятия "Центральный научно-исследовательский институт "Электроприбор" со всеми его обязательствами и правами в полном объеме в соответствии с п. 5. ст. 58 ГК РФ и передаточным актом.

Генеральным директором ОАО "Концерн "ЦНИИ "Электроприбор" назначен В. Г. Пешехонов.

НОВАЯ КНИГА


Автор книги член Президиума АНУД О.А.Степанов, доктор технических наук, начальник Центра профессионального образования ОАО "Концерн "ЦНИИ "Электроприбор", заместитель заведующего базовой кафедрой "Информационно-навигационные системы" СПбГУ информационных технологий, механики и оптики. Член Президиума Международной общественной организации "Академия навигации и управления движением".

В книге излагаются общие принципы и подходы, используемые при построении алгоритмов оценивания как в линейных, так и в нелинейных задачах. Материал с учетом многолетнего опыта, накопленного автором при проектировании алгоритмов обработки для навигационных систем различного типа и опыта преподавания и чтения лекций для аудитории с разным уровнем подготовки. Книга подготовлена как учебное пособие, имеет рекомендацию Учебно-методического объединения вузов по университетскому политехническому образованию по направлению "Системы управления движением и навигация" при МГТУ им. Н.Э. Баумана. Адресована студентам старших курсов и аспирантам, специализирующимся в рассматриваемой области, а также инженерам и научным работникам, чьи интересы связаны с проблемами построения эффективных алгоритмов оценивания не только применительно к задачам обработки навигационной информации, но и в смежных областях, связанных с задачами обработки гидроакустической информации и траекторного слежения.

По вопросам приобретения книги можно обращаться в редакцию по тел. (812)499-82-93.


П р и л о ж е н и е
к газете "Новости Академии навигации и управления движением", № 1(29), 2009

В редакцию журнала "Гироскопия и навигация" поступила статья действительного члена Академии Д.М.Калихмана о двух замечательных российских изобретателях, ярких личностях конца 19 начала 20 веков. Так как эта статья не вписывается в формат и тематику журнала, но представляет несомненный интерес, было принято решение опубликовать ее во вкладыше очередных номеров газеты "Новости Академии навигации и управления движением".

Планируется продолжать такую практику и в дальнейшем.

_____________________________________
Д. М. К а л и х м а н

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА: ДВЕ СУДЬБЫ В РАЗЛОМЕ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Многие же будут первые последними,
и последние первыми.
Мтф. гл.19, 30

Народ, забывший своих мёртвых,
не достоин даже упоминания.
Де Голль

В № 4 газеты "Новости Академии навигации и управления движением" за октябрь - декабрь 2007 г. в докладе Президента Академии, академика РАН Владимира Григорьевича Пешехонова "Два замечательных достижения в области гироскопии" сообщалось об одном из первых исследователей проблем создания гироскопических приборов - высокопоставленном чиновнике Петре Петровиче Шиловском. В частности, в конце доклада говорилось о том, что судьба талантливого изобретателя после 1924 года неизвестна. Вот что удалось выяснить автору этих строк о выдающемся российском изобретателе и его судьбе, а также ещё об одном несправедливо забытом выдающемся русском изобретателе и лётчике, герое Первой мировой войны - Степане Андреевиче Ноздровском.

Пётр Петрович Шиловский происходил из старинного дворянского рода. В родословной справке конца позапрошлого века сказано о Шиловских, что "древность их дворянства восходит гораздо далее ста лет", что они служили российскому престолу "многие дворянские службы в разных чинах и жалованы были от государей поместьями" [8]. Дед Петра Петровича, Степан Иванович, надворный советник и кавалер нескольких орденов, более десяти лет занимал пост предводителя дворянства. Отец, Петр Степанович, действительный статский советник, выполнял обязанности губернского секретаря. Пётр Петрович родился в 1871 г. и после окончания гимназии в 1887 г. поступил в Императорское училище правоведения в Петербурге, после окончания которого в 1892 году был причислен к Министерству юстиции [2]. Однако Шиловский решил продолжить свое образование в Германии и поступил в университет в Йене, причем неожиданно для всех занялся там агрономическими науками. Правда, это увлечение длилось недолго, и вскоре Пётр Петрович вернулся в Россию и стал служить в Министерстве юстиции [2, 8].

Служба его началась в Луге под Петербургом, где он работал следователем. В этот период Пётр Петрович увлекается публицистикой и пишет острые статьи в прессе на правовые темы. Критика в одной из статей тогдашнего министра юстиции Муравьева окончилась скандалом и ссылкой молодого следователя в город Новоржев. Через некоторое время скандал утих, и Пётр Петрович занял пост товарища (т.е. помощника) прокурора в г. Ревеле (ныне г. Таллинн) [2, 8]. На рубеже 19-го и 20-го веков Шиловский интересуется историей взаимоотношений Финляндии и России, публикует на эту тему ряд интересных статей, которые заметил В.К. Плеве - будущий министр внутренних дел Российской Империи. Знакомство и покровительство всесильного министра открыли Петру Петровичу дорогу к высшим административным должностям. За короткое время он занимал пост вице-губернатора в трех городах: Уральске, Екатеринославе (ныне Днепропетровск) и в Симбирске (ныне Ульяновск).

В 1910 году Пётр Петрович получает назначение на пост губернатора Костромы. Назначение это было не случайным. Только что отгремели бури Первой русской революции 1905 1907 годов, и правительство России было озабочено установлением нормальных отношений между властью и обществом, а для этого на постах губернаторов требовались не бюрократы, а творческие личности, способные эти отношения наладить, и в Петре Петровиче Шиловском Российское правительство нашло именно такого человека [2, 8].

Шиловский как нельзя лучше подходил для решения поставленной задачи: был корректен, выдержан, демократичен, но мог проявить твердость и строго наказать виновных. Авторитет Шиловского в Костроме был очень высок. Благодаря его стараниям в городе начали строиться Романовский музей и памятник 300-летия царствования Дома Романовых. Жена губернатора, Мария Николаевна Шиловская (урожденная Брянчанинова), занялась в Костроме организацией детских больниц и амбулаторий, возглавила местное отделение Союза по борьбе с детской смертностью. Костромичей привлекала разносторонняя личность губернатора: он был не только великолепным музыкантом, игрой на скрипке которого заслушивались прохожие, останавливаясь у распахнутых окон губернаторского дома, но и страстным изобретателем, причем это дело со временем стало главным в его жизни [8].

Еще до приезда в Кострому весной 1909 года Пётр Петрович подал в патентное ведомство заявку на изобретение: "Устройство для сохранения равновесия повозок или других находящихся в неустойчивом положении тел" и получил патент за номером 27091. Свое изобретение Шиловский запатентовал также в Англии, Германии, Франции и в США [8]. Шиловский предлагал использовать для сохранения устойчивости быстровращающийся гироскоп, который можно применять на подводных лодках, в торпедах и на аэропланах. В середине апреля 1911 года по случаю 75-летия со дня прокладки в России первой железной дороги Русское техническое общество устроило в Петербурге юбилейную выставку. Одним из наиболее любопытных экспонатов её была действующая модель гироскопической железной дороги. Состав из трех маленьких вагончиков с гироскопом внутри устойчиво двигался по одному рельсу. Модель была изготовлена в Англии по чертежам, разработанным лично Петром Петровичем Шиловским.

"Как ни странно, - писала "Петербургская газета", - но изобретатель русской гироскопической дороги не получил никакого специального технического образования. Он юрист и занимает очень видный административный пост в одной из губерний средней России". На вопрос репортера, почему он не желает опубликовать свое имя, изобретатель ответил, что не хочет сенсаций. Однако инкогнито сохранить не удалось. Другие столичные газеты писали открыто, что создателем однорельсовой дороги является костромской губернатор Шиловский [8].

Яркие личности, как правило, необходимы в дни катаклизмов и неугодны в спокойные времена. Революционное движение пошло на спад, а у Петра Петровича начали портиться отношения с петербургским начальством, и в конце 1912 года Шиловского переводят губернатором из Костромы в отдаленный Олонецкий край в город Петрозаводск. Но и здесь руководить ему пришлось недолго, всего несколько месяцев. Накануне Романовских торжеств в 1913 году он получил приглашение костромичей участвовать в празднестве. Шиловский обратился к министру за разрешением на поездку в Кострому и получил, как он рассказывал корреспонденту "Петербургской газеты", грубый отказ. "Немедленно я сделал то, что должен сделать уважающий себя служащей: я подал в полную отставку". Он уехал в Петербург, чтобы почти полностью посвятить себя техническому творчеству [8].

В один из майских дней 1914 года на улицах Лондона появился двухколесный автомобиль Шиловского. На открытых мягких сиденьях свободно размещались шофер и три пассажира. Это был первый в мире гироскопический автомобиль, гирокар, как назвали его англичане. Здесь же, в Англии, Шиловский машину и построил на известном автомобильном заводе "Уолсли".

Разразившаяся 19 июля (1 августа н. с.) Первая мировая, или Великая война, как ее называли современники, застала Шиловского в Петербурге. Он предлагает Морскому ведомству конструкцию устойчивого при качке гироскопического орудия, что значительно могло бы повысить точность стрельбы. Через некоторое время он разработал успокоитель качки корабля, гироскопический прожектор и указатель курса, так называемый ортоскоп. Опытный образец ортоскопа был успешно испытан в воздухе, на самолете "Илья Муромец". Известные русские авиаторы Алехнович и Журавченко, находясь в занавешенной кабине, вели воздушный корабль точно по курсу, не видя земных ориентиров и руководствуясь лишь показаниями прибора Шиловского. Почти готова была и гироскопическая пушка. Но в условиях военного времени, а потом революции дальше опытов дело не пошло [8].

Февральская революция 1917 года, а впоследствии Октябрьский переворот внесли полную дезорганизацию в хозяйственную жизнь страны и тем более в науку. Тем не менее Петру Петровичу Шиловскому удалось убедить большевистское руководство в целесообразности прокладки однорельсовой железной дороги Петроград - Гатчина. Поезд должен был состоять из двух вагонов и двигаться со скоростью 150 километров в час. Руководство строительством дороги было поручено Всероссийскому совету народного хозяйства (ВСНХ). За один год под руководством Шиловского группа инженеров выполнила подробный рабочий проект дороги и поезда. При проектировании для консультации привлекались авиаконструкторы и специалисты по автомобильному делу, в том числе и Н. Е. Жуковский.

Удалось проложить часть пути на расстояние около 12 километров, а петроградским заводам был передан заказ на постройку гироскопического поезда. Однако работы, начатые летом 1919 года, постоянно замедлялись и были полностью прекращены в 1922 году из-за разрухи и нехватки средств [8].

Страшная атмосфера Гражданской войны с самого начала наносила по интеллектуальному слою страны непоправимые удары. К 1921 году погибло 14 из 45 (на 1918 год) действительных членов Российской академии наук: умерли от голода выдающиеся историки Борис Александрович Тураев и Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский, в 1918 году застрелился выдающийся математик и механик, один из основоположников теории автоматического управления Александр Михайлович Ляпунов. Эти факты были столь позорными для "республики рабочих и крестьян", что ни в одном советском энциклопедическом издании невозможно прочесть о причинах смерти преждевременно ушедших из жизни учёных [10]. В 1922 году по прямому приказу Ленина за границу был выслан, как его позже стали называть, "философский корабль", на котором уехало более 300 выдающихся российских ученых из различных областей знаний, в том числе Иван Ильин, Николай Бердяев, Семён Франк, Николай Тимашев. Этот корабль на Западе современники назвали "подарком европейской цивилизации". Выехали за границу многочисленные представители точных наук, например выдающийся инженер, изобретатель телевидения Владимир Зворыкин, один из основоположников прикладной механики Степан Тимошенко, экономисты Сергей Прокопович и Василий Леонтьев, авиаконструкторы Игорь Сикорский и Александр Прокофьев-Северский; сражался в рядах Добровольческой армии на Юге России и покинул Родину один из основоположников науки об авиационных двигателях Алексей Лебедев, вместе с армией П.Н. Врангеля уехал в Белград известный учёный-теплотехник Георгий Пио-Ульский, а в 1930 году не вернулись из заграничной командировки выдающиеся учёные - химики, академики Алексей Чичибабин и Владимир Ипатьев, покинули Родину тысячи других учёных и инженеров [9]. В 1922 году Пётр Петрович Шиловский эмигрирует в Англию, пополнив список колоссальных интеллектуальных потерь нашей Родины [2, 8]. Вклад изгнанников в мировую науку был огромен, но ровно на его интеллектуальный размер понизился вклад в неё будущих советских учёных. Прервались интеллектуальные связи с прошлым, прекратили существование целые научные школы. Не от того ли до сих пор, как в СССР, так и в современной России, проваливались и проваливаются все экономические реформы и ныне в США и странах Западной Европы лауреатов Нобелевской премии на порядок больше, нежели в нашей стране со времён Российской Империи? В 1924 и 1938 году в Лондоне выходят книги Петра Петровича Шиловского по проблемам развития гироскопии.

Подробности жизни одного из пионеров отечественной гироскопической техники в Англии, к сожалению, не известны. Российский историк, доктор исторических наук Сергей Владимирович Волков, составивший базу данных на более чем миллион человек из российского служилого сословия, начиная со времени Петра Великого и кончая 1922 годом, т.е. последним годом сопротивления Белых армий на Востоке России [2], сообщил автору этих строк, что Пётр Петрович Шиловский скончался 3 июня 1957 в Херфордшире в Англии, прожив 86 лет. С полной уверенностью можно сказать, что, останься он в СССР, его земные дни существенно бы сократились: репрессий середины 1930-х годов он, скорее всего, не пережил бы, ибо к представителям императорской власти сталинское руководство было беспощадным.

Не менее интересной является судьба другого выдающегося российского изобретателя и лётчика - Степана Андреевича Ноздровского. Он родился 16 августа 1888 г. в местечке Киричев Черниговского уезда Могилёвской губернии в семье статского советника. Семья принадлежала к православному мелкопоместному дворянству [6]. По окончании 12-й Санкт-Петербургской гимназии Ноздровский поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1911 году [6]. Еще будучи студентом, Степан Андреевич серьезно увлёкся авиацией. После окончания университета работал на заводе С. Щетинина. Вскоре Ноздровский поступил в Гатчинскую авиационную школу. Его экзаменационный полёт, совершённый в августе 1913 года, стал мировым рекордом: пять "восьмёрок" были выполнены за 6 с половиной минут. Как способного авиатора, Степана Андреевича оставили в школе инструктором.

С началом Первой мировой войны Ноздровский уходит добровольцем на фронт, вступив 31 июля 1914 года "охотником" в Особый авиационный отряд. 28 августа 1914 года рядовой Ноздровский оказался на театре военных действий в составе 34 корпусного авиационного отряда [6]. В годы войны особое значение приобрела воздушная разведка. Это было очень опасное предприятие, так как самолеты того времени не имели броневой защиты и могли быть сбиты ружейным или пулеметным огнем, не говоря уже о зенитных орудиях, поступавших на вооружение в армиях противоборствующих держав. Пренебрежение же данными воздушной разведки стоило очень дорого: так, например, трагедия 2-й армии генерала А.В.Самсонова под Танненбергом в августе 1914 года произошла в том числе и потому, что командующий фронтом Я.Г.Жилинский не поверил данным воздушной разведки о концентрации частей германской армии для удара в стык между армиями генералов А.В.Самсонова и П.К.Ренненкампфа [4, 5, 6].

Приказом по 10-й армии № 66 от 12.10.1914 года "за воздушные разведки 11-го и 12-го сентября 1914 года" Степан Андреевич Ноздровский был награждён Георгиевским крестом 4-й степени № 38420. За воздушные разведки 2, 3 и 13 октября 1914 года он по Высочайшему приказу награждается Георгиевским крестом 3-й степени № 9358, а за "воздушные разведки 21 и 27 ноября 1914 года, сопровождавшиеся метанием бомб под сильным артиллерийским огнём", - Георгиевским крестом 2-й степени № 629 приказом по 3-му Сибирскому армейскому корпусу № 9 от 15 января 1915 года. Таким образом, всего за полгода войны Степан Андреевич Ноздровский имел уже 3 солдатских Георгиевских креста и был 9 декабря 1914 года произведён в старшие унтер-офицеры [6].

Начало 1915 года ознаменовалось победами Русской армии в Карпатах, героическими оборонами крепостей Прасныш и Осовец и взятием в марте 1915 года крупнейшей крепости Перемышль, где войскам генерала А.Н.Селиванова сдалось более 135000 человек при 9 генералах и 2300 офицерах австро-венгерской армии. Однако германские генералы Людендорф и Гинденбург, понимая гибельность для Центральных держав войны на два фронта, решили в весенне-летней кампании 1915 года полностью разгромить Русскую армию и вывести Россию из войны. В тяжелейших боях 1915 года потери Русской армии на Западном фронте составили 2,5 миллиона человек убитыми, ранеными и пленными, в строю осталось не более 850 тысяч бойцов. В основном потери были обусловлены подавляющим превосходством германской тяжелой артиллерии, буквально сметающей все на своем пути. Однако Русская армия отступала в полном порядке без "котлов" и окружений. Позже это отступление будет названо "великим". Фронт к зиме 1915/16 года остановился на линии Рига Двинск -озеро Нарочь - Каменец-Подольск. Этот рубеж был дорого оплачен и кровью противников России, потерявших в боях более 1 миллиона человек. Тем не менее план германского командования был сорван, и Центральные державы фактически проиграли войну уже в 1915 году [4, 5].

Степан Андреевич Ноздровский принимал самое активное участие в этих жесточайших сражениях. "За воздушные разведки 20 декабря 1914 года и 1, 19 и 27 ноября 1915 года, а также за перелёт из Лыка в Осовец" старший унтер-офицер Ноздровский согласно Высочайшему приказу был награждён Георгиевским крестом 1-й степени № 293 и в конце 1915 года произведён в прапорщики, т.е стал офицером Русской Императорской армии. Кроме того, "за воздушные разведки 1, 10 и 31 июля 1915 года" прапорщик Ноздровский был награждён первым офицерским орденом - Святой Анны 4-й степени с надписью "За храбрость", который представлял собой темляк на офицерской шашке [3, 6].

1916 год был ознаменован победами Русского оружия на Западном фронте. 22 мая (4 июня) четыре российские армии (8-я, 11-я, 7-я и 9-я) Юго-Западного фронта начали свои атаки, которые и привели к величайшей Галицийской битве 1916 года, продолжавшейся около 4 месяцев. Тактические результаты этой битвы были громадными. Взято было в плен 8924 офицера, 408 тысяч нижних чинов, захвачено 581 орудие, 1795 пулеметов, 448 бомбометов и минометов. Отнята у противника территория более чем в 25000 квадратных километров. Позже эта битва получит широко известное, хотя с исторической и военной точек зрения не совсем верное, название Брусиловского прорыва [4, 5].

За доблесть и мужество, проявленные в воздушных разведках и боях, Степан Андреевич Ноздровский был награждён орденом Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом (Высочайший приказ от 27.07.1916 г.) и 30 августа 1916 г. произведён в подпоручики. Однако главная офицерская награда пришла к нему уже после Февральской революции 1917 года. За бои 1915 и 1916 годов Степан Андреевич Ноздровский Приказом по армии и флоту от 4 марта 1917 г. был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени [6].

В 2000 году по указу Президента орден Святого Георгия был восстановлен в современной России, и за бои против грузинских войск в Южной Осетии в августе 2008 года несколько офицеров Российской армии впервые после 1920 года получили эту награду, но мало кто знает, сколь она была высокой и почётной в Российской Империи. Многие до сих пор путают солдатский и офицерский Георгиевские кресты, а поэтому краткая историческая справка об этой награде содержится в приложении к настоящей статье.

В наградном листе Степана Андреевича Ноздровского было указано, что он награждается "за то, что, будучи в чине прапорщика во время Виленской операции и, главным образом, 22 августа 1915 года, произвёл в обстановке исключительной трудности ряд боевых воздушных разведок под сильным артиллерийским и ружейным огнём противника, причём выяснил и доставил своевременно важные сведения о передвижении весьма значительных сил неприятеля, на основании которых высшим начальством были приняты меры, повлекшие собой предупреждение прорыва у Молодечно" [6].

Февральская революция, приведшая к власти демагогов и доктринёров типа Керенского, обусловила развал и катастрофу Русской армии. Люди, критиковавшие Николая II за то, что он сменил за 2,5 года четырёх премьер-министров и устроил так называемую "министерскую чехарду", сами, менее чем за полгода, сменили 5 составов Временного правительства. Издав в марте 1917 года Приказ № 1, подрывавший основы воинской дисциплины, они нанесли смертельный удар Русской армии: начались митинги, убийства офицеров, массовое дезертирство с фронта [1, 4, 5, 7].

(Окончание следует)

Литература

1. Волков С.В. Трагедия русского офицерства. - М.: Центрполиграф, 2002.
2. Волков С.В. База данных по русскому служилому сословию 1700-1922. - Архив автора.
3. Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Биобиблиографический справочник. - М.: Русскiй мiръ, 2004.
4. Головин Н.Н. Военные усилия России в мировой войне. - М.: Кучково поле, 2001.
5. Керсновский А.А. История русской армии. в 4-х тт. - М.: Голос, 1993.
6. Нешкин М.С., Шабанов В.М. Авиаторы - кавалеры ордена Святого Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914 - 1918 годов. - М.: РОССПЭН, 2006.
7. Сборник журналов "Нива" за 1917 год.
8. Секретные материалы - Санкт-Петербург, 26.02.2001
9. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Энциклопедический биографический словарь. - М.: РОССПЭН, 1997.
10. Романовский С.И. Российская академия наук в годы Гражданской войны./ "Новый часовой" № 5, Санкт - Петербург, 1997 - с. 113-127.

 
Президиум Академии навигации и управления движением
Россия, 197046, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, 30.
Teл.: (812) 499-8302, (812) 499-7838.
Факс: (812) 232-3376.
E-mail: academy@eprib.ru
http://www.acanud.ru

Дата обновления 3.05.2009